интернет-магазин издательства БСГ-Пресс  
     
 
 
     
         
 

Лучше торговать утешением, чем плохим вином


Самое замечательное, что эта книжка двух американцев - один из которых (Бакли) печатается в журнале New Yorker, а другой ведет колонку в New York Times - читается вполне бескорыстно. Одержимость успехом нас благополучно миновала, оставив в воздухе лишь слабый привкус Дейла Карнеги.

Как чудом заработать деньги и что из этого получается, отечественный обыватель знает не из книг, а на собственном опыте, обойдя наперсточников и закалившись в боях с лохотронами. Книгой его не обманешь. Так что единственное, чему могут научить теоретики из-за океана, - улыбаться, излучать счастье и успех. Те, кто хотел, уже этому научился. Те, кто не научился, по-прежнему ходят с угрюмыми лицами, что, впрочем, вовсе не является показателем их плачевного финансового состояния. Поэтому вся социальная подоплека, весь могучий сатирический пафос этого замечательного произведения двух бравых американцев спокойно отметаются в сторону. Остается лишь чистое наслаждение текстом, то есть вместо дидактики и намеков на модные издания, посвященные финансовому успеху, - уроки чистого юмора. Славу Богу, юмор тоже есть.

На самом же деле «Господь мой - брокер» - добротный светско-авантюрный роман, с элементами пародии, с передразниваниями «Поющих в терновнике» (причем скорее фильма, нежели книжки), с ироничными замечаниями по поводу Умберто Эко (опять-таки в большей степени в виде экранизированном, нежели в печатном), с цитатами из Священного Писания, ну и, разумеется, многочисленных книг с наставлениями желающим разбогатеть.

Вся эта пародийная и местами действительно веселая каша заваривается в не менее пародийном месте. А место действия - монастырь в Кане (неподалеку от Нью-Йорка), где нашла себе приют монашеская братия ордена Тадеуша Фессалийского. Место, конечно, выбрано не случайно, и для тех, кто сразу не догадался, авторы прямо приводят фрагмент из Евангелия о чуде в Кане Галилейской, когда Иисус на свадебном пиру воду превратил в вино. Именно виноделием и занимаются монахи, правда, без особого успеха. Вино у них получается отвратительным. В эту мирную обитель и попадает главный герой - бывший биржевой маклер с Уолл-стрит, а ныне брат Заправила (то есть - Зап). И с этого момента начинается история превращения Каны из места, где делают отвратительное пойло, «сильно отдающее смесью виноградного напитка «Кул-Эйд» с аккумуляторной кислотой», в процветающий винодельческий центр.

История этого возвышения изначально конфликтна. Поскольку в поисках средств для спасения монастыря от неминуемой гибели его настоятель обращается к книге Дипака Чопра «Накопить и жить в достатке», а брат Зап - к обыкновенному требнику. Дипак Чопра наводит аббата на оригинальную мысль разбавлять чилийское вино канским, а требник подсказывает брату Запу, каким образом играть на бирже. Соединение двух этих замечательных инициатив поначалу приносит ощутимые доходы.

Однако в конце - Америка все-таки страна законопослушных граждан - жульничество раскрывается. Вино в Кане больше не делают, зато сама история Каны пользуется спросом. Монастырь становится центром отдыха и утешения усталых и разочаровавшихся предпринимателей, то есть переходит к производству духовного продукта. И продукт имеет спрос, по крайней мере сопоставимый со спросом на канское вино в период расцвета дела по разбавлению чилийского столового вина каплей местного напитка.

Если отвлечься от американского антуража, то все в книге знакомо и понятно: и технология изготовления рекламных клипов, и желание одурачить обывателя и журналистов, не говоря уже о разбавлении вина. Все лишний раз убеждает, что мошенничество - универсальный двигатель прогресса. Или один из двигателей. Другое дело, что у нас в чилийское вино добавляли бы не каплю монастырского продукта, а разбавляли бы как минимум один к двум.

Главное же, впрочем, то, что роман написан весело и, несмотря на сатирический пафос, прочитывается не без пользы. Некоторые из семи с половиной законов духовно-финансового роста, сформулированных братом Запом, не только остроумны, но и по-настоящему содержательны. Например: «Поскольку Бог знает правду, не имеет значения, что вы говорите своим клиентам». Клиентам об этом тоже стоит помнить.


Николай Александров, utkin.gzt.ru