интернет-магазин издательства БСГ-Пресс  
     
 
 
     
         
 

Роман с кинопроектором


В сравнении познается всё, а британец Гилберт Адэр – особенно. Особенно в сравнении с Владимиром Набоковым и Томасом Манном. Образы Лолиты и Тадзио (кстати, последнему Адэр посвятил в свое время отдельное исследование) витают над его прозой, как призраки, музы и собеседники.

Адэр Г. Любовь и смерть на Лонг-АйлендеПод одной обложкой – два романа: «Любовь и смерть на Лонг-Айленде» и «Мечтатели». Оба – про любовь. Первый – любовь стареющего писателя к юному киноактеру. Второй – па-де-труа: любовь юного американца к двум юным французам, брату и сестре. Есть еще один «персонаж», общий для обоих романов кино.

В первом случае оно вторгается в жизнь практически «девственного» в этом отношении писателя. Во втором – трое героев помешаны на кино изначально, встречаются во французской кинотеке. Когда кинотека закрывается, «кино» переносится в жизнь. Также и страсть, постигшая чопорного английского писателя из первого романа, заставляет его покупать глянцевые журналы для подростков и посещать киносеансы, где демонстрируются фильмы с названиями типа «Зуд в штанах».

Попытка же перенести чувства, инспирированные кинопроектором, в плоскость личного общения, обрекают писателя на поражение. Адэр специально подробно оговаривает, что его писатель-англичанин не был склонен к однополой любви и даже когда-то был женат. Что студент-американец непременно женился бы общепринятым способом, не попади он в очень специальные обстоятельства. Тайный, «запертый» в пленке эротизм, вырываясь из кинопространства, меняет жизнь необратимо.

В целом Адэра не интересуют масштабные исторические полотна и социальные потрясения. Он – творец тонких переживаний, ловец неуловимых эротических движений души и тела.


Рита Цефт, book-review.ru