интернет-магазин издательства БСГ-Пресс  
     
 

 История Англии для юных

Диккенс Чарльз
 
     
         


книжный клуб Современная книга

 

Звезда нонконформизма


Звезда нонконформизмаВ минувшем столетии анналы американской литературной истории пополнились славной обоймой звезд нонконформизма планетарного масштаба. Чего стоят имена Керуака, Гинзберга, Томпсона, Кизи, Буковски! Или, скажем, хорошо вам известного Уильяма Берроуза.

Того парня, который в тревожные сороковые водил дружбу с первым на Земле beatником алкоголиком Джеком, предавался гомосексуальным наслаждениям со стихотворцем Аленом. Того парня, который не щадя здоровья пожирал мескалин и героин, потреблял текилу и виски. Скрывался от неумолимых штатовских стражей правопорядка в Мексике, где возомнил себя однажды Вильгельмом Теллем, но ошибся, промазал и наповал сразил свою жену. Того парня, который однажды одумался, практически перестал пить алкоголь и жрать наркотики, купил печатную машинку и решил посвятить свою жизнь служению Литературе. Решил словом бороться против ханжества и мещанства.

Да, Уильям Берроуз стал писателем-обличителем. Написал много романов и повестей, заработал много денег. Но — не стал-таки добропорядочным гражданином, все покушался на святое, незыблемое — американские институции и интернациональную общественную мораль. На старости лет познакомился с нонконформистом широкоэкранной эры Дэвидом Кроненбергом и пред самой кончиной имел возможность лицезреть киноверсию своих юношеских бесчинств (но это так, к слову).

Генри Миллер (см. фото) в обойму славных никак не влазит. А ведь странно. Самая что ни на есть литературная предтеча героиниста Берроуза.

Вот как раз Берроузу с Миллером повезло несказанно — в деле становления на путь истинный, превращения в литератора было с кого пример брать. Генри в свое время изрядно набедокурил, пошумел. Известный потрясатель общественного спокойствия, немало девок попортивший и коньяка выпивший. Уж и натерпелись от этого завсегдатая парижских кафе издатели и редакторы, отцы и матери, мужья и жены! Как тряслись они от негодования, листая миллеровские циничные, откровенные, чернушные и порнографичные, но — захватывающие книженции! Достойный учитель, не правда ли? Перечитайте «Тропики» Миллера и «Завтрак» Берроуза. Подозрительно друг на друга смахивают вещицы. И все равно в славную компанию Миллер никак попасть не хочет. Уж слишком Миллер писатель, а не общественный деятель.

Из тех неплохих писателей, которые на протяжении всей своей творческой деятельности рассказывают доверчивым читателям не вымышленные истории с автобиографическим привкусом из жизни папы Карло, но — честно и откровенно — историю жизни собственной (привирают немножко, конечно, но — кто не привирает?). Самовлюбленно рассказывают о себе, нарциссах, но — заставляют читателя покупать свои жизнеописания и с увлечением их прочитывать. Как заставляют? Не иначе, как вмешивается тут талант, сила мистическая.

Ничто не свидетельствует том, что мистические силы причастны к изданию томика «Время убийц», в который вошли две повести Генри Миллера, увидевшие свет в 1956 году.

Первая из повестей — «Дьявол в раю» — рассказ о Генри Миллере и французском фрике Конраде Моррикане, к которому Миллер сначала искренне привязался, а потом в нем жестоко разочаровался. Почему — читайте сами.

Вторая повесть — «Время убийц» — рассказ о Генри Миллере и французском поэте девятнадцатого века Артюре Рембо, в котором Миллер видел своего духовного соратника. Отчего — читайте сами.


Дмитрий Эссеринг, www.om.ru